|
Автор |
Сообщение |
VladimirVas
Site Admin
Зарегистрирован: 04.01.2008 Сообщения: 2510 Откуда: Россия |
|
3.1.1 Общие вопросы (ликбез) |
|
17 июня 2003 года №63/2003-ОЗ
Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 28 мая 2003 г. №3/59-П
ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ В СОБСТВЕННОСТЬ
НА ТЕРРИТОРИИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящий Закон разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства.
Статья 1. Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность
Установить минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:
крестьянского (фермерского) хозяйства – 2,0 га;
садоводства – 0,06 га;
огородничества – 0,04 га;
дачного строительства – 0,06 га.
Статья 2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность
Установить максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:
крестьянского (фермерского) хозяйства – 40,0 га;
садоводства – 0,15 га;
огородничества – 0,10 га;
дачного строительства – 0,25 га.
Статья 3. Заключительные и переходные положения
1. Настоящий Закон применяется в случаях, если федеральными законами или законами Московской области не установлены иные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность.
2. В случае если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона, ниже предельного минимального размера либо превышает предельный максимальный размер, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным.
3. В целях налогообложения предельными размерами земельных участков, ранее предоставленных гражданам в пожизненное наследуемое владение, являются:
для ведения садоводства – 0,12 га;
для ведения животноводства – 0,20 га;
для ведения дачного строительства – 0,12 га.
4. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
5. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу решение Малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 16.12.92 N 4/28 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области».
Губернатор Московской области Б.В. Громов
17 июня 2003 года
№63/2003-ОЗ
Ссылка
Комментарий: о предоставлении земельных наделов для ведения ЛПХ ни слова. Дискриминация прямо какая-то москвичей и жителей Подмосковья по сравнению с жителями других областей РФ.
|
|
Пт 15 Фев 2008 23:57 |
|
|
VladimirVas
Site Admin
Зарегистрирован: 04.01.2008 Сообщения: 2510 Откуда: Россия |
|
|
|
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ПАЙ - участок земли, выделенный в собственность отдельным гражданам идеально или в натуре в общем земельном массиве.
Изданный в декабре 1991 г. Указ Президента РФ «О реорганизации колхозов и совхозов» имел целью создать многочисленный слой земельных собственников, закрепив за ними, в подавляющем большинстве идеально, земельные паи, с которыми они при желании могли бы выделиться из сельскохозяйственного предприятия. Право на бесплатный пай для самостоятельного хозяйствования или последующего объединения в новые организационные формы получили все работники сельхозпредприятий, а также служащие, занятые в социальных объектах, расположенных на территории данного хозяйства.
Всего за 11,9 млн сельских жителей было закреплено в качестве земельных паев 108 млн гектаров или 49% всей площади сельхозугодий России. Массовая выдача свидетельств на право собственности долей осуществлялась в 1996-1997 гг. В настоящее время свидетельствами располагают более 95% собственников. Значительная часть земельных долей - более 5,4 млн на 1 января 2000 г. - была сдана в аренду и многие их владельцы - арендодатели получают за это плату в основном продукцией - зерном, сеном, комбикормами, а также обеспечиваются услугами, в частности, вспашкой приусадебных участков, транспортировкой грузов и т. д. Передача участков в аренду обычно оформляется договором. Однако условия договора (устного или письменного) нередко не соблюдаются, а немалая часть собственников земельных долей слабо знакома со своими правами и обязанностями.
Недостатком закрепления земельных долей за сельскими жителями было то, что земельными долями были наделены многие из тех, кто не собирался и не мог их эффективно использовать, а посредством наследования земля может переходить и к тем, кто не проживает на селе. Поэтому возникает проблема оборота земли, который позволит сосредоточить землю в руках тех, кто желает и может ее рационально использовать, не меняя ее сельскохозяйственного назначения, что требует ограничений правомочий собственников земельных долей и строгого контроля за их куплей-продажей и арендой.
________________
Источник: «Экономический словарь». Под ред. А.И.Архипова, ТК «Велби», издательство «Проспект», 2004 г.
|
|
Сб 23 Фев 2008 15:59 |
|
|
VladimirVas
Site Admin
Зарегистрирован: 04.01.2008 Сообщения: 2510 Откуда: Россия |
|
|
|
А как в других регионах?
В Башкирии началась государственная регистрация прав на земельные паи
Как сообщает ИА REGIONS.RU со ссылкой ИА «Башинформ», в Республике Башкоркостан началась государственная регистрация прав на земельные паи, предоставленные гражданам однократно бесплатно из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан».
В пресс-службе Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкоркостан сообщили, что первыми законными владельцами земельных паев стали жители СПК имени Машкина, СПК «Мариинский» и СПК имени Калинина Стерлитамакского района. На сегодняшний день Стерлитамакским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по РБ выдано 436 свидетельств о государственной регистрации прав. Предполагается, что с заявлениями обратятся 9340 пайщиков района, поэтому для них отделом выделен определенный день и специалист для приема документов.
Свидетельства о регистрации прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения получили также жители Ермекеевского, Учалинского районов. Наплыв заявителей, желающих зарегистрировать права на земельные доли, ожидается во второй половине текущего года.
Впрочем, государственные регистраторы разъясняют, что сроки государственной регистрации законодателем не ограничены. Как известно, в соответствии с Законом «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» определен срок принятия уполномоченными органами решений о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных паев. То есть работа по выделению земельных долей должна быть завершена до 1 января 2008 года, а государственная регистрация возможна и после этой даты.
REGIONS.RU, 3.07.2007 13:20
|
|
Сб 23 Фев 2008 16:01 |
|
|
VladimirVas
Site Admin
Зарегистрирован: 04.01.2008 Сообщения: 2510 Откуда: Россия |
|
|
|
Хотите заработать на земельном пае? Поторопитесь с регистрацией!
27 февраля 2007 года истекает срок регистрации договоров о праве собственности на земельные паи. Однако на сегодняшний день из пятисот с лишним тысяч земельных участков и паев в губернии зарегистрировано только 54 тысячи. Об этом и многом другом шла речь на семинаре в селе Приволжье, организованном Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области.
Чего бояться опоздавшим
Если в течение установленного срока земельный пай не будет зарегистрирован, то в силу вступит доверительное управление, которое государственной регистрации не требует. И сельчане будут платить управляющему за свою землю. Кроме того, если незарегистрированный участок будет использоваться не по назначению в течение трех лет, его могут принудительно изъять без всякой компенсации.
Владелец незарегистрированного участка не сможет его продать, подарить, сдать в аренду, заложить под получение кредита.
Не доверяйте посторонним
Пока земельный рынок не поделен, на селе все чаще и чаще появляются предприимчивые бизнесмены, хорошо понимающие экономические процессы и заглядывающие далеко вперед. Они приходят на село с одной лишь целью – получить в собственность как можно больше земли. Кто-то планирует использовать ее как товар, кто-то хочет развернуть на ней производство. Что, в общем-то, неплохо. Другое дело, какими путями бизнесмены приобретают участки. Все знают, что жизнь на селе в наше время тяжелая и даже пара сотен рублей для крестьянина – деньги не лишние. Поэтому к некоторым сельским жителям предприниматели обращаются с предложением оформить его пай в собственность, а затем выкупают землю всего за несколько тысяч рублей. Сумма, которую получает незадачливый продавец, во много раз ниже реальной стоимости земельного участка. Так что сельчанам нужно быть бдительными и отвергать предложения о подобных «выгодных» сделках. Но, к счастью, такие «рыночные» операции дельцам теперь будет проводить гораздо сложнее. Изменения от 18.07.2005 года в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» отчуждение (продажу, дарение и др.) паев третьим лицам, не являющимся участниками общей долевой собственности, не предусматривают.
Сложная процедура и другие проблемы
Несознательных, то есть тех, кто считает, что им земля не нужна, и продают ее посторонним предприимчивым дядям за копейки либо придерживаются мнения, что лучше, чем платить за пай налоги и тратиться на его регистрацию, просто его бросить, становится на селе все меньше.
Но тем не менее проблем с регистрацией предостаточно. Проблема номер один, по мнению главного губернского регистратора Ольги Дмитриевны Гальцовой, - необходимость оформления всего земельного фонда, которым располагал тот или иной колхоз или совхоз. Ведь земельный пай выделялся как доля в праве всех собственников. И для того чтобы каждый пайщик имел возможность зарегистрировать свой пай, нужно пройти определенную процедуру, начав ее с межевого дела, затем землю нужно поставить на кадастровый учет, а уж потом приступать к регистрации земельных паев. Вся эта процедура достаточно дорогостоящая, а так как на селе каждая копейка на счету, это тоже является проблемой.
Кроме трудностей, общих для всех, существуют и частности, которые тоже тормозят процесс регистрации земли. Например, не у всех на руках к моменту регистрации бывает полный пакет документов. Часто встречаются ошибки в свидетельстве о выделении земельных паев, а исправление этих ошибок занимает не один месяц. Сотрудники Главного управления регистрационной службы по Самарской области пояснили, что в случае технических ошибок в свидетельстве достаточно взять выписку из поземельной книги. Сейчас разрабатывается типовой бланк такой выписки. Но это касается только неточностей в размере площади или написании фамилии. Если же в свидетельстве искажены имя или фамилия, то правомерность исправлений можно доказать только в суде.
Куда пойти, куда податься
Регистрацией земельных паев можно заниматься как самостоятельно, так и доверить эту процедуру коммерческой структуре. Что выбрать? По мнению О.Д. Гальцовой, лучше обратиться к профессионалам, особенно тем, кто вообще не знает, как подступиться к бумагам и что с ними делать. Ведь оформление земельного пая – сложная работа, требующая времени, знаний. И если за дело возьмется специалист, то все решится гораздо проще. Если в хозяйстве есть толковый юрист, хороший руководитель и инициативная группа, то они могут организовать процесс оформления самостоятельно. Кстати, на практике, такой вариант ведения дела преобладает. Коммерческим структурам, которые правильно оформляют документы, доверила вести дела лишь небольшая часть хозяйств.
Итак, вы приступили к регистрации. Какие документы и куда вы должны предоставить?
Первым делом нужно предоставить в территориальный орган Росрегистрации:
1. Акт районной администрации об определении размера земельных угодий реорганизуемого сельхозпредприятия.
2. Правоустанавливающие документы на землю. Это может быть свидетельство о праве собственности на землю, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи или мены, а также протокол общего собрания пайщиков сельхозпредприятия, принявшего решение о выборе формы собственности на землю, реорганизации предприятия, распределении земельных угодий и установлении пофамильно за каждым участником предприятия размера земельного пая и его стоимости. Если реорганизация предприятия была осуществлена после 1.02.1995 года, протокол общего собрания должен быть утвержден администрацией района.
3. Кадастровый план земельного участка, который вы хотите оформить в собственность.
Земля лучше, чем у соседа – поделись!
Этот вопрос решается двумя путями. Либо на общем собрании долевых собственников, либо размещается объявление в газете, в котором указывается, кто какой участок хочет выделить и оформить в частную собственность, а также какова его стоимость. Если в течение месяца не последует возражений от других пайщиков, владелец земельной доли имеет полное право прийти в регистрирующий орган и выделить земельный участок. Но при этом он должен представить акт оценки земли, чтобы было понятно, насколько его участок дороже, чем участки других пайщиков. Ведь если участок дороже, а значит, лучше качеством, чем соседний, его владелец должен компенсировать разницу в цене другому пайщику.
Хорошие новости
На совещании в Приволжье, кроме обсуждения проблем и трудностей, прозвучала все-таки хорошая новость. Налоговый кодекс РФ и постановление губернатора Самарской области освобождают от госпошлины на регистрацию земельных паев малоимущих граждан. Для того чтобы подтвердить статус малоимущего, нужно обратиться с заявлением о своих доходах в органы соцзащиты по месту жительства. Там эти сведения проверят и выдадут соответствующую справку.
Ссылка 20.07.2006
|
|
Сб 23 Фев 2008 16:05 |
|
|
VladimirVas
Site Admin
Зарегистрирован: 04.01.2008 Сообщения: 2510 Откуда: Россия |
|
|
|
КОМУ ПОЛАГАЕТСЯ ЗЕМЕЛЬНЫЙ ПАЙ?
С. Кулыгина, экономист
В правовых актах по земельному вопросу, изданных в период последнего реформирования сельского хозяйства страны (начиная с 1991 г.), наблюдается различный подход к одним и тем же людям в зависимости от времени выхода того или иного акта. Речь идет о достаточно широкой категории граждан - сельских пенсионерах, работавших ранее в социальной сфере. Это бывшие работники народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания. Все они не включаются в списки лиц, имеющих право на земельную долю при реорганизации колхозов и совхозов в новые АО, ТОО и т.п., чем фактически подвергнуты дискриминации по возрастному признаку. Их лишили различных льгот на услуги, связанные с использованием сельхозтехники, обеспечением топливом, газом и т.п., которыми пользуются члены новоявленных АО и ТОО. Земельные угодья для выпаса скота и сенокошения, которыми они пользовались десятилетиями, им приходится теперь арендовать у нового собственника. При существующих скудных пенсиях многие ветераны окажутся неплатежеспособными и будут вынуждены отказаться от содержания домашнего скота.
Регулирование вопросов, связанных с правом собственности на землю, должно осуществляться согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации, федеральным законом. Однако на сегодняшний день по этому вопросу существует лишь несколько указов Президента РФ и постановлений Правительства.
В защиту своих прав граждане не могут обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации ввиду отсутствия закона, а суды на местах не знают, как решать возникающие споры. До сих пор наделение земельными паями осуществлялось местными органами самоуправления во исполнение постановлений Правительства.
В то же время Закон «О земельной реформе», принятый Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1990 г., не решил конкретных вопросов собственности на землю. Это и понятно. Тогда еще действовала Конституция РСФСР, в соответствии с которой земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являлись достоянием народов, проживающих на соответствующей территории.
Видимо, после принятия новой Конституции РФ в декабре 1993 г. действие существовавших на тот момент нормативных актов в области земельной реформы следовало в отдельных вопросах принципиально пересмотреть. Поэтому заявление Государственной Думы, принятое Постановлением от 13 марта 1996 г., о том, что правоотношения собственности на землю, не основывающиеся на федеральном законе, «не пользуются правовой поддержкой и защитой со стороны государства и могут быть оспорены по суду», опоздало по крайней мере на два с половиной года и могло появиться не только в связи с президентским Указом от 7 марта 1996 г.
Правовая непоследовательность в земельном законодательстве повлекла за собой правовые ошибки. В частности, нормативные акты исполнительных органов государственной власти Российской Федерации содержат правовую неопределенность, дающую возможность двоякого толкования. Наблюдаются, например, различные взгляды на вопрос: включаются либо не включаются пенсионеры социальной сферы села в число лиц, имеющих право на земельную долю бесплатно. В результате чего получилось, что одни и те же люди в разное время (в зависимости от времени выхода постановлений Правительства) могли либо иметь это право, либо нет, что не могло не привести к определенным коллизиям, в результате которых возникали судебные разбирательства.
Так, в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (п. 9) это право определено следующим образом: «Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства».
Трудовые коллективы, как правило, и наделяли пенсионеров социальной сферы паями наравне с работниками социальной сферы и пенсионерами хозяйств, что соответствовало и здравому смыслу. В противном случае перечеркивается 30 - 40-летняя трудовая жизнь на благо совхоза этих пенсионеров. Надо было, оказывается, хотя бы один день проработать в АО, ТОО и т.д., чтобы не было подобных проблем.
Кроме того, в законодательстве на тот период предусматривалась «равная защита прав граждан», чем, видимо, и руководствовались вначале местные органы самоуправления и земельные комитеты при доведении информации о предстоящей реорганизации до трудовых коллективов хозяйства. Там, где земли было достаточно (как, например, в Тверской области), трудовые коллективы хозяйств, как правило, наделяли долями и работающих на тот момент в социальной сфере, и тех, кто обслуживал эту сферу в прошлом, - пенсионеров.
Однако позже, а именно после выхода Указа Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 213 и во исполнение его - Постановления Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708, «установка» резко поменялась не в пользу этих пенсионеров. До регионов было доведено письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации от 14 декабря 1992 г. N 2-12/3227. В соответствии с ним, во-первых, не подлежат пересмотру решения трудовых коллективов хозяйств о наделении земельными долями, принятые до 4 сентября 1992 г.; во-вторых, после этой даты юридическую силу в вопросах наделения земельными долями стали иметь только решения глав местных администраций. Подтверждением тому является ответ на запрос Андреапольского районного суда Тверской области из Главного управления аграрной политики Минсельхоза РФ за подписью начальника главка В. Денисова: «В соответствии с действующим законодательством... пенсионеры социальной сферы не включены в перечень лиц, имеющих право на земельную долю (пай) при реорганизации колхозов и совхозов». Суждение достаточно категоричное, хотя прямого запрета в законодательстве все-таки не было.
Кроме того, при тщательном анализе вышеназванных нормативных актов выясняется, что в Постановлении Правительства РФ N 708 содержится неверное толкование самого Указа Президента РФ от 2 марта 1992 г. В Указе речь идет не об установлении категорий лиц, обладающих правом на земельный пай, а о порядке исчисления среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность. Из смысла этой нормы Указа не следует, что теми лицами, которые в нем перечислены, вообще исчерпывается круг лиц, обладающих правом на земельную долю. Однако Правительство сочло, что перечень лиц, на суммарную численность которых делится площадь сельскохозяйственных угодий района, идентичен перечню лиц, обладающих правом на земельные доли. Здесь отсутствует и логическая, и юридическая связь. А в Положении о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708, в ч. 2 ст. 9 категорично записано: «...К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента от 2 марта 1992 г. N 213...». Представляется, что это все-таки различные перечни лиц.
Текст же самого Указа также логически противоречив, поскольку в нем одному и тому же понятию - «работающие в сельском хозяйстве» дается два разных определения. Из п. 1 Указа Президента РФ N 213: «...делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе)». И тут же: «В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств».
Итак, можно считать, что в приведенных актах совершены и правовая, и логическая ошибки, которые нужно исправить.
На практике после выхода Указа и особенно после Постановления Правительства РФ N 708 началась «эпопея» лишения земельных долей (паев) пенсионеров социальной сферы как незаконно полученных. Земельные комитеты могли просто не выдавать свидетельства о праве на земельную собственность, невзирая на то, что эти лица фактически являлись членами АО. В одном конкретном случае истцом в судебном споре была пенсионерка сельской социальной сферы Андреапольского района Тверской области, которая являлась членом АО «Спутник». Но через два года ей не выдали свидетельство о праве собственности на земельную долю. В земельном комитете мотивировали это тем, что права на такую долю она, оказывается, не имеет.
Судебная практика на сегодняшний день идет в основном по пути отказов. Судьи, видимо, просто не знают, как решать эти споры, пока нет закона. Зачастую обращения пенсионеров в суд вызывают негативную реакцию местных властей в виде окончательного лишения паев тех, кто жалуется.
Продолжая освещение проблемы, надо отметить, что после вступления в силу новой Конституции РФ Указом Президента РФ были признаны недействительными многие статьи Земельного кодекса. В частности, потеряли юридическую силу решения трудовых коллективов по вопросам собственности на земельные доли при реорганизации колхозов и совхозов. Все реформирование сельского хозяйства было полностью отнесено к ведению местных администраций. Это привело к различного рода фальсификациям документов, связанным с реорганизацией. Сроки после 4 сентября 1992 г., т.е. времени выхода Постановления Правительства РФ N 708, стали больше устраивать районное руководство. Ведь с этого момента можно было не наделять достаточно широкий круг граждан земельными долями (паями). Благодаря «изменению» в документах сроков проведения общих собраний и отнимались паи у тех, кто получил их раньше этого срока.
Подобная путаница в документах привела к появлению немалого массива просто неучтенных земель и к возможности манипулировать ими.
Поэтому было бы целесообразно и необходимо внести в проект Земельного кодекса РФ, который пока еще окончательно не принят, следующее положение: «Наделение пенсионеров социальной сферы, проживающих на территориях хозяйств, земельными долями (паями) по решениям трудовых коллективов при реорганизации сельскохозяйственных предприятий считать правомерным и не подлежащим пересмотру».
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН РСФСР от 23.11.1990 №374-1 «О ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ»
УКАЗ Президента РФ от 02.03.1992 №213 «О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМЫ БЕСПЛАТНОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СОБСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН»
УКАЗ Президента РФ от 7.03.1996 №337 «О РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН НА ЗЕМЛЮ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.12.1991 №86 «О ПОРЯДКЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 4.09.1992 №708 «О ПОРЯДКЕ ПРИВАТИЗАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»
ПИСЬМО Роскомзема от 24.12.1992 №2-12/3227, Минсельхозпрода РФ от 14.12.1992 №5-32/770 «О ВЫДЕЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ РАБОТНИКАМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ»
Российская юстиция, №11, 1996
Ссылка
|
|
Сб 23 Фев 2008 16:11 |
|
|
VladimirVas
Site Admin
Зарегистрирован: 04.01.2008 Сообщения: 2510 Откуда: Россия |
|
|
|
Ещё раз о паях
(из журнала Сельская Новь № 7, июль 2007)
В майском номере журнала наш консультант ответил на наиболее характерные читательские вопросы, касающиеся земельных паев. Но в редакцию продолжают приходить письма с просьбой продолжить разъяснение сложного и столь важного для многих земельного законодательства. Вновь предоставляем слово адвокату Александру Баракину.
Свидетельство на земельные паи мы хоть и с трудом, но получили. А имущественные паи так и «замотали» — колхоз обанкротился, новые хозяева с нами даже не разговаривают. Как по закону оформить имущественный пай?
В. Баринов, Е. Чернова и другие
с. Шахово, Прохоровский район, Белгородская область
Меня вроде бы случайно «пропустили», когда начисляли имущественные паи. Уже много лет прошло, а я ничего не могу добиться. Куда мне обращаться?
Надежда Валентиновна Чернышова
с. Аларь, Иркутская область
В соответствии с указом президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27.12.91 г. № 323 в РФ начался процесс реорганизации колхозов и совхозов. Постановление подтвердило право всех членов колхозов и работников совхозов, в том числе ушедших на пенсию, на бесплатный земельный и имущественный паи в общей долевой собственности на землю и имущество реорганизованных сельскохозяйственных предприятий. Размер имущественного пая устанавливался в зависимости от трудового вклада. Допускалось объединение земельного и имущественного паев в единый пай с указанием его стоимости и выдачей акций или иных свидетельств собственности.
Споры, связанные с правом на получение имущественного пая и размером этого пая, разбираются в суде. Так что наши читатели могут разрешить свои проблемы только в судебном порядке. Конечно, дело это непростое, но других путей, увы, нет.
В начале 90-х годов я получила земельный пай в колхозе Ярковского района Тюменской области, но затем была вынуждена переехать, а документы на право владения землей потеряла. Как мне их восстановить?
Римма Костерина
с. Красноселькуп, Ямало-Ненецкий АО
Во время реорганизации вашего колхоза должна была существовать внутрихозяйственная комиссия по приватизации земли и реорганизации колхоза, которая составляла списки лиц, имеющих право на получение земельных долей и имущественных паев. Все материалы по подготовке и выдаче документов должны храниться в архиве местной администрации.
Таким образом, свидетельство на право собственности на земельную долю можно восстановить, обратившись в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
Обязан ли владелец земельного пая платить налог?
И. Голубева
д. Чертово, Чухломский район, Костромская область
Обязан при любых обстоятельствах! Если земля вам не нужна, вы можете продать или подарить ее без оформления выдела. Но только это должно быть не просто заявление, а договор дарения, купли-продажи и т.д. Лишь когда право собственности перейдет к другому человеку или организации, вы освобождаетесь от обязанности платить налоги и нести другие расходы на содержание земли.
Если земельный пай находится в доверительном управлении, кто должен платить налоги и сборы за него? Имеет ли право доверительный управляющий покупать эти земельные паи? Кто должен получать выгоду (урожай, доход)?
М. Уткина
пос. Ириклинский, Гайский район, Оренбургская область
Действия управляющего регламентируются статьей 1020 Гражданского кодекса РФ. Во-первых, управляющий обязан осуществлять правомочия собственника (владение, пользование, распоряжение) только в предоставленном ему объеме (его право не абсолютно). Распоряжаться недвижимостью (продавать, сдавать в аренду, в безвозмездное пользование, передавать в залог и т.п.) он может лишь в случаях, предусмотренных договором.
Во-вторых, принимая имущество в доверительное управление, управляющий не приобретает на него права собственности и не может использовать его в собственных интересах. Пунктом 3 статьи 1015 ГК РФ установлено, что доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления.
В-третьих, доверительный управляющий обязан действовать исключительно в интересах выгодоприобретателей (собственника или указанного им третьего лица).
После передачи имущества в доверительное управление бремя его содержания (уплата налогов и сборов) продолжает нести собственник имущества, если иное не предусмотрено договором.
Договор доверительного управления действителен только при соблюдении его формы и после его регистрации в соответствии с законодательством РФ.
Если же договор был составлен так, что управляющий является выгодоприобретателем, а налоги платить не обязан, то есть пайщиков в свое время просто-напросто обманули, то такой договор можно расторгнуть по основаниям его недействительности как заключенный под влиянием заблуждения (статья 178 ГК РФ). Но для этого придется обратиться в суд.
Ссылка
|
|
Сб 23 Фев 2008 16:17 |
|
|
VladimirVas
Site Admin
Зарегистрирован: 04.01.2008 Сообщения: 2510 Откуда: Россия |
|
|
|
Как передвинуть свинарник?
(из журнала «Приусадебное хозяйство» №8, август 2007 г.)
Соседи начали строить свинарник всего в полуметре от моего забора. Существуют ли нормы (санитарные, противопожарные) размещения домов и других построек в сельской усадьбе?
Н.Фоломеева, Рязанская обл.
Мы уже не раз приводили соответствующие нормативы, поэтому скажу лишь о расстояниях по санитарно-бытовым условиям (судя по письму, именно их не соблюдают ваши соседи). От скотного двора до границы соседнего приусадебного участка должно быть не менее 4 метров, от других построек (бани, гаража и т.д.) — не менее 1 метра (свод правил СП 30-102 – 99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», пункт 5.3.4).
Ваш сосед вправе разместить свинарник, отступив от границы участка не менее 4 метров. Хорошо, если вам удастся уговорить его прекратить строительство и найти для свинарника другое место. Если же сосед будет упорствовать, попробуйте сначала пригласить представителей местной администрации. Может, им удастся поставить соседа-нарушителя на место. Если и это не поможет, придется обращаться с иском в суд.
Юрий Волохов, юрист
Ссылка
|
|
Сб 23 Фев 2008 16:20 |
|
|
VladimirVas
Site Admin
Зарегистрирован: 04.01.2008 Сообщения: 2510 Откуда: Россия |
|
|
|
Если сосед держит пчёл
(из журнала Приусадебная газета № 10, май 2007)
Этим летом собираемся купить дачу. Точнее, домик в глухой деревушке. Муж уже договорился с хозяином о цене и о прочих условиях сделки. Продавец предупредил, что хозяин соседнего дома, тоже местный житель, на своем подворье держит пасеку. Причем пчеловодством занимается давно и ульев у него много.
Хотелось бы знать, какими неудобствами это может обернуться (не зря же нас предупредили об этом). Какие у нас права? Существуют ли ограничения по количеству ульев на частной пасеке? Что мы можем требовать от соседа по закону?
Е. Васильева
Рязанская область
Вам надо исходить из того, что сосед — постоянный житель деревни — ведет личное подсобное хозяйство. На него в полном объеме распространяются положения Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», в том числе и статьи 6, определяющей перечень имущества, которое может использоваться для ведения ЛПХ. Среди такого имущества названы и пчелы. Причем этот федеральный закон не ограничивает ни количество пчел, ни другого имущества, которое может принадлежать гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство. Следовательно, гражданин вправе по своему усмотрению определять, сколько содержать пчел (ульев) на своей пасеке. Разумеется, при этом необходимо соблюдать зоотехнические и ветеринарно-санитарные нормы и правила содержания медоносных пчел.
Что-либо более конкретное сказать невозможно, так как Госдума в конце 1998 года приняла федеральный закон «О пчеловодстве» (и Совет Федерации его одобрил), однако президент этот закон не подписал, и он так и не был введен в действие. Между тем в законопроекте содержались четкие правила размещения пасеки. Так, ульи с пчелами предписывалось устанавливать не ближе 10 метров от границы земельного участка. В противном случае пчеловод обязывался размещать ульи на высоте не менее чем два метра. Либо отделять их от границы участка какими-то постройками, сплошным забором или густым кустарником высотой также не меньше двух метров.
Ввиду отсутствия федерального закона субъекты РФ могут принимать свои законы о пчеловодстве, и некоторые области, республики так и поступили. Например, свой закон о пчеловодстве принят в Волгоградской области, в Башкирии. В Рязанской области соответствующего регионального закона нет.
Подытожим сказанное. Запретить соседу держать пасеку вы, конечно, не вправе. Любые споры, связанные с ведением им пчеловодства, придется решать в судебном порядке (например, если пчелы ужалят кого-то из членов вашей семьи, придется обращаться к врачу за помощью и вы захотите получить от соседа «сатисфакцию»). Нужны ли вам постоянные конфликты по этому поводу и изматывающая судебная тяжба, решайте сами. Может, стоит подыскать подходящий домик в другой деревне, где соседи не держат пчел.
Ю. Волохов, юрист
Ссылка
|
|
Сб 23 Фев 2008 16:24 |
|
|
VladimirVas
Site Admin
Зарегистрирован: 04.01.2008 Сообщения: 2510 Откуда: Россия |
|
|
|
Потребительские свойства земельных участков
Центральное место в системе недвижимого имущества занимает земля — естественный, созданный самой природой, всеобщий базис размещения всех других его элементов и людей. Понятие земли (земельного участка)* как источника благосостояния человека и объекта экономических отношений является базовым в теории и практике недвижимости. Его специфика определяется тем, что земля исторически возникла в виде материи — части природы, и только с развитием че-ловеческого общества она стала и средством производства, и предметом труда, всеобщим местом проживания всех поколений людей.
В системе недвижимости объектом экономических отношений являются земельные участки, обладающие различными потребительскими свойствами, и права на них. Земельный участок — это часть поверхности земли, имеющая четко обозначенную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, учитываемые в государственном земельном кадастре и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На плане (чертеже) земельного участка обозначаются поворотные точки границ, юридически оформленные со смежествами, дирекционные углы (румбы), межевые знаки, постройки и другие данные и координаты, которые выносятся в натуру — на местности.
Земельные участки бывают делимыми и неделимыми. Делимым земельный участок считается, если он может быть разделен на части, каждая из которых после раздела по своему размеру образует самостоятельный земельный участок с прежним целевым назначением и разрешенным использованием. В случаях, когда земельный участок невоз-можно разделить на таких условиях, он признается неделимым. Например, не подлежат разделу по закону земли фермерского хозяй-ства между несколькими наследниками. Не допускается раздел и городских земель, если новые части их не могут быть освоены в соответствии с градостроительными нормами и разрешенным использованием.
Разрешенное использование земельного участка — это использование его с учетом целевого назначения, установленных органами власти ограничений и обременении по:
* плотности, высоте и глубине застройки в соответствии с градостроительными нормами и правилами;
* размещению социально-культурных, жилищно-бытовых, промышленных и других зданий и сооружений в соответствующих зонах;
* способам использования земельного участка и запрещению приемов, ведущих к снижению плодородия почв или ухудшению окружающей среды;
* предельно допустимым нормам нагрузки на природную среду и сохранению земельных насаждений;
* видам деятельности, оказывающим отрицательное влияние на здоровье человека или его безопасность и др.
* Термин «земля» используется для обозначения различных объектов и понятий: одной из планет Вселенной, поверхности земного шара или ограниченной его части, территории государства, почвы и др. Только для удобства изложения и восприятия земля понимается и в смысле земельного участка в зависимости от контекста.
Каждому земельному участку должен присваиваться уникальный кадастровый номер — числовой код, позволяющий однозначно определить его местоположение на местности.
Описание земельного участка производится по системе показателей, включающей:
1. Наименование субъекта земельного права — юридического или физического лица с указанием точного адреса, документов, удостоверяющих лицо и финансовые реквизиты.
2. Адресные ориентиры — район (жилой массив, промзона и др.), поселок, улица, номер дома и строения (в городах и поселках).
3. Документы, устанавливающие и удостоверяющие право земле-пользования (постановление, решение, распоряжение, государственный акт, свидетельство, договор аренды и др.).
4. Категория земель, целевое назначение и фактическое использование.
5. Код классификатора земель.
6. Площадь по документам, удостоверяющим (устанавливающим) право на участок; площадь фактическая, в том числе постороннего пользования (глубина, ширина, форма).
7. Площадь санитарно-защитной зоны и (или) зоны с особым режимом использования в пределах земельного участка.
8. Вид земельного права (собственность — частная, государственная и др., пользование).
9. Поверхностный и подпочвенный слой, ландшафт, контуры и топография.
10. Улучшения и инженерное обустройство (подводы электроэнергии, воды и др.).
Более подробно можно охарактеризовать земельный участок по данным его паспорта, который содержит:
* экспликацию земель — застроенная территория, площади под инженерными коммуникациями, дорогами, дамбами, карьерами, отвалами, лесными насаждениями, садами, пашней, сенокосами, пастбищами и другими сельскохозяйственными угодьями, болотами, песками, торфоразработками и водными поверхностями;
* размер земельного налога или арендной платы с единицы площади;
* расчетную и рыночную стоимость земельного участка;
* балансовую стоимость строений, сооружений и насаждений;
* общую стоимость земельного участка и строений;
* налог на стоимость недвижимости;
* инженерно-технические характеристики (пересадочные грунты, уровень грунтовых вод);
* экологические показатели;
* градостроительные характеристики: функциональная зона, планировочная зона и др.;
* залежи полезных ископаемых.
Ссылка
|
|
Сб 23 Фев 2008 16:29 |
|
|
VladimirVas
Site Admin
Зарегистрирован: 04.01.2008 Сообщения: 2510 Откуда: Россия |
|
|
|
Земля сельскохозяйственного назначения имеет следующие виды разрешённого использования:
- земля для садоводства;
- земля для пашни;
- земля для дачного строительства;
- личное подсобное хозяйство (ЛПХ).
|
|
Сб 23 Фев 2008 16:31 |
|
|
VladimirVas
Site Admin
Зарегистрирован: 04.01.2008 Сообщения: 2510 Откуда: Россия |
|
|
|
О кадастровых делах.
Комментарий (см. изображение ниже): если мы правильно поняли, то за бюджетные денежки (т.е. за наши кровные, налогоплательщиков) инвентаризация земель должна была быть закончена давно тому назад, что означает наличие кадастровых номеров на все сельхозугодья страны. Но их (номеров) почему-то нет... Или денежков (уже) нет?
Описание: |
|
Размер файла: |
95 KB |
Просмотрено: |
26349 раз(а) |
|
|
|
Сб 23 Фев 2008 16:50 |
|
|
VladimirVas
Site Admin
Зарегистрирован: 04.01.2008 Сообщения: 2510 Откуда: Россия |
|
|
|
В документах, хранящихся (покоящихся) в дебрях Интернета, есть ещё такая фраза, относящаяся к предыдущему приказу:
Направляю для исполнения приказ Росземкадастра от 17 октября 2002 г. № П/335 «О внесении изменений в приказ Росземкадастра от 4.03.2002 года № П/191» и прошу обеспечить окончание работ по инвентаризации сведений о ранее учтённых земельных участках в текущем году.
|
|
Сб 23 Фев 2008 17:04 |
|
|
VladimirVas
Site Admin
Зарегистрирован: 04.01.2008 Сообщения: 2510 Откуда: Россия |
|
|
|
В Ярославской области установлены минимальные размеры земельных участков
7 марта 2007
Ярославский губернатор Анатолий Лисицын подписал закон «О внесении изменений в статью 2 Закона Ярославской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Ярославской области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Этим документом установлены минимальные размеры предоставляемых земельных участков для огородничества (0,02 га) и для животноводства (0,25 га).
Ещё в 2002 году областным законом были установлены максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Если участок меньше минимума или больше максимума, то он не будет включен в земельный кадастр. Однако депутаты не установили минимальные величины для огородничества и садоводства. В итоге областная прокуратура подала протест на положения областного закона и потребовала приведения их в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
Во внесённых губернатором поправках в закон предлагалось установить минимум земли для животноводства в 0,25 га, и 0,05 га - для огородничества. В области более 28 огородных участков средней площадью 6,7 соток. Однако по районам разброс очень велик. Если в Большесельском районе средний участок - 10 соток, то Ярославском всего 2,5 сотки. Очень маленьких участков много также в Первомайском, Тутаевском, Переславском и Любимском районах.
«В ряде случаев площадь огородов - всего одна-полторы сотки. В целом по области участков с площадью менее пяти соток около 10 тысяч. Получается, что мы лишаем людей права оформить их в собственность. При определении минимальных размеров участков должны быть учтены интересы граждан, в пользовании которых в настоящее время находятся небольшие по размеру земельные наделы», - заявил корреспонденту ИА REGNUM вице-спикер облдумы Валерий Шамин.
Облдума приняла закон с поправкой Шамина - минимальный размер огородов снижен до 2 соток. В таком виде закон и был подписан губернатором.
Ссылка
|
|
Сб 01 Мар 2008 22:08 |
|
|
VladimirVas
Site Admin
Зарегистрирован: 04.01.2008 Сообщения: 2510 Откуда: Россия |
|
|
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ
НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ
Принят
Государственной Думой
17 июня 1997 года
Одобрен
Советом Федерации
3 июля 1997 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:
кадастровый номер - уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учёта (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права. Кадастровый номер здания или сооружения состоит из кадастрового номера земельного участка, на котором находится здание или сооружение, и инвентарного номера здания или сооружения. Кадастровый номер помещения в здании или сооружении состоит из кадастрового номера здания или сооружения и инвентарного номера помещения;
недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы;
ограничения (обременения) - наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и других);
сервитут - право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения;
кадастровый и технический учёт (инвентаризация) (далее также - учёт) объекта недвижимости - описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Учёт объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера;
регистрационный округ - территория, на которой действует территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации. Регистрационные округа создаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области юстиции.
<...>
Статья 7. Открытость сведений о государственной регистрации прав
1. Государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
Выписки из Единого государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, должны содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписке из Единого государственного реестра прав, содержащей сведения о земельном участке, на котором создаётся объект недвижимого имущества, в состав которого входят жилые и нежилые помещения, являющиеся предметами договоров участия в долевом строительстве, помимо сведений об ипотеке указывается наличие зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве с перечнем объектов долевого строительства, а также фирменные наименования (наименования) юридических лиц - участников долевого строительства, фамилии, имена, отчества физических лиц - участников долевого строительства.
2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, должен в течение пяти рабочих дней предоставить запрошенную информацию заявителю или выдать ему в письменной форме мотивированный отказ. Такой отказ может быть обжалован обратившимся за информацией лицом в суд.
В случае, если Единый государственный реестр прав ведётся на магнитном носителе, сведения, подлежащие предоставлению любому лицу в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днём обращения за такими сведениями.
5. Использование сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, влечёт ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
<...>
Глава III. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ
Статья 12. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним
3. <...>
Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
<...>
Статья 17. Основания для государственной регистрации прав
1. <...>
Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является план данного объекта недвижимого имущества, а к документам, необходимым для такой государственной регистрации прав на земельный участок, - кадастровый план данного земельного участка. Представление указанных планов не требуется, если план соответствующего объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
<...>
Статья 18. Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав
<...>
4. Кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, а планы другого недвижимого имущества - соответствующей организацией (органом) по учёту объектов недвижимого имущества.
<...>
Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
21 июля 1997 года
№122-ФЗ
Ссылка
|
|
Вс 09 Мар 2008 19:25 |
|
|
VladimirVas
Site Admin
Зарегистрирован: 04.01.2008 Сообщения: 2510 Откуда: Россия |
|
|
|
Большой юридический словарь
СЕРВИТУТ (от лат. servitus — обязанность, обязательство, повинность) — особый вид ограниченного вещного права, заключающийся в праве пользоваться в установленных пределах чужой вещью или ограничивать ее собственника в определенном отношении. Чаще всего С. — право ограниченного пользования чужим земельным участком (см. Сервитут земельный). В некоторых случаях С. могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком. С. может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка С. не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. С. не является самостоятельным вещным правом, поэтому не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого С. установлен.
Термин «С.» употребляется в законодательстве РФ с 1994 г. Некоторые виды С. регулируются ГК РФ, Лесным, Водным, Градостроительным и Земельным кодексами РФ, а также некоторыми федеральными законами.
__________________________________
Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
СЕРВИТУТ — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.
__________________________________
Современный экономический словарь
СЕРВИТУТ (лат. servitus — рабство, подчиненность) — установленное законом или предусмотренное договором право частичного пользования земельным участком и строениями со стороны лиц, не являющихся их собственниками, но вынужденных прибегать к такому пользованию вследствие объективных обстоятельств. Например, если единственный колодец расположен на участке земли, принадлежащем собственнику, то проходом к колодцу вынуждены пользоваться и другие жители. Административный сервитут проявляется в праве государственных органов прокладывать общественные дороги, линии связи, электропередачи, газопроводы на территориях, принадлежащих другим собственникам.
__________________________________
Большая советская энциклопедия
Сервитут (от лат. servitus, род. падеж servitutis — рабство, подчинённость), особый вид вещного права, заключающийся в праве пользоваться в установленных пределах чужой вещью или ограничивать её собственника в определённом отношении. Институт С. сложился в римском праве, что было связано с необходимостью правового урегулирования противостоящих друг другу интересов частных собственников. Ранее других возникли земельные (предиальные) С. (например, право прохода и провода воды через участок соседа). Римской юриспруденции были известны также и личные С. (например, право пожизненного пользования чужой вещью, т. н. узуфрукт).
В эпоху феодализма различные виды С. получили распространение в тех странах, где было рецепировано римское право. Буржуазное право также сохранило и регламентировало С.; в 20 в. в праве буржуазных государств были закреплены некоторые сервитутные права, связанные с промышленным использованием земельных участков (прокладка труб, линий электропередач и т. п.).
В дипломатической практике и в литературе по международному праву термин «С.» (международный С.) применялся для обозначения определённых ограничений территориальных прав одного государства. в пользу другого (создание морских и военных баз, сеттлментов на чужих территориях, транзит через каналы и т. п.).
__________________________________
Большой юридический словарь
СЕРВИТУТ ЗЕМЕЛЬНЫЙ — право ограниченного пользования чужим земельным участком. Согласно ст. 23 Земельного кодекса РФ сервитуты делятся на частный и публичный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Могут устанавливаться публичные сервитуты для: а) прохода или проезда через земельный участок; б) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; в) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; г) проведения дренажных работ на земельном участке; д) забора воды и водопоя; е) прогона скота через земельный участок; ж) сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда; з) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке; и) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; к) свободного доступа к прибрежной полосе.
Сервитут может быть срочным или постоянным.
Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В случаях если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в т. ч. путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом гос. власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
Сервитуты подлежат гос. регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
__________________________________
Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
ПРАВО ОГРАНИЧЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧУЖИМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ (СЕРВИТУТ) — частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством; публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Могут устанавливаться публичные сервитуты для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора воды и водопоя; прогона скота через земельный участок; сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда; использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе. Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. Сервитуты подлежат государственной регистрации.
__________________________________
Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СЕРВИТУТОВ — государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав. Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный организацией по учету соответствующего объекта недвижимости план, на котором отмечена сфера действия сервитута. Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление плана земельного участка не требуется.
__________________________________
Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ СЕРВИТУТА — частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.
|
|
Вт 07 Окт 2008 16:48 |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
|
|