VladimirVas
Site Admin
Зарегистрирован: 04.01.2008 Сообщения: 2510 Откуда: Россия |
|
|
|
Тайна «Золотого петушка»
В «Сказке о золотом петушке» мы смутно предчувствуем некую притчу, но схватить её содержание, при всей детскости изложения, чрезвычайно трудно. Вместе с тем смыслы, открывающиеся в этой сказке, поражают глубиной и актуальностью, особенно в наше время всеобщего помешательства колдовством, оккультизмом, магией.
Долг и обязанность Дадона перед своим народом требовали от него огромных сил и могучей воли, которые к старости иссякли. Жизнь — это непрекращающаяся брань с враждебными стихиями. Устав от выполнения своего предназначения, Дадон попытался решить все проблемы одним махом — с помощью средств сверхъестественных:
...с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочёту и скопцу...
И вот тут мы подходим к основной духовной теме сказки — прельщению магией: стремлению отказаться от бремени жизненного назначения и компенсировать свои немочи эксплуатацией магических сил. Человека всегда подстерегает соблазн сбросить груз жизненных забот, которые требуют непрерывных усилий и личной ответственности. Но силы, которым вверяется герой сказки, хотя и не земные, по сути, являются нетворческими, неорганичными для творческого действия в мире сём: звездочёт — значит знаток астральных сфер и законов, но он же и скопец — бесплоден по естественному счёту. Он вынимает из таинственного «мешка золотого петушка», который отныне чудесным образом заменит собой всю рать и мощь государства, а также волю государя.
За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою.
То есть взамен предоставления земных благ колдун требует волю царя, а точнее — душу.
Благодаря магическому защитнику восстанавливается мирная и спокойная жизнь. И только спустя несколько лет петушок прокукарекает (обратившись на восток) гибель всему царскому роду.
Православие учит: колдовство столь тяжкий грех, что за него приходится расплачиваться не только самому виновнику, но и чадам его, всему роду.
В нашем повествовании загублен не только царский род, но и всё войско:
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Пушкин предельно ясен и жёсток в своём понимании масштаба наказания, которое следует в результате сговора с силами небытия. Зло стремится уподобить жертву своему бесплодному (вспомним, что маг — скопец) смертельному образу. После Дадона не остается ничего — ни сыновей, ни страны, он оказывается бесплодным и как человек, и как царь.
Урок же в том, что отношения со сверхъестественным крайне прельстительны, соблазнительны и жизнеопасны. Человек — существо не от мира сего — не способен противостоять агрессивным стихиям (натуралистическим, фатальным, роковым, магическим, инфернальным) по тем правилам, которые они навязывают. Человек — образ и подобие Божие, соратник в миротворении — вполне правомочен и полномочен справляться с жизненными задачами только при опоре на духовные силы, дарованные Творцом бытия.
Виктор АКСЮЧИЦ
Ссылка
|
|