|
Автор |
Сообщение |
Наталья
участник
Зарегистрирован: 15.02.2008 Сообщения: 39 Откуда: Москва |
|
7.3.3 Колыбельные песни - терапевтическое средство |
|
Интересный материал.
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ - УНИВЕРСАЛЬНОЕ МУЗЫКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО
для ДЕТЕЙ и ВЗРОСЛЫX (Лекция № 13)
Автор: FANCY_men
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Мелодии, тексты, и действия, сохранившиеся и дошедшие до нашего времени в виде фольклора (устного народного творчества), несут в себе глубокие психологические “инструкции”, которые создавались веками, хранились и передавались из поколения в поколение. Прелесть фольклора состоит в том, что он нас учит так, что мы не можем не научиться. Обучение при этом происходит как бы подспудно, незаметно, бессознательно – на уровне подсознания (такой тип обучения в традиционной психологии называется непроизвольным). И это непроизвольное обучение пронизывает все виды русского фольклора: былины, сказки, песни (в т.ч. и колыбельные), потешки, заговоры и т.д.
Народные колыбельные песни как традиционный и очень весомый фольклорный жанр – это то, что объединяет всю нацию в некотором едином “пра-океане”, едином потоке и ритме дыхания, в общих народных чаяниях. Эти песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства (бедные няньки пели колыбельные песни своим богатым воспитанникам) и темперамента. У бедных крестьян не было возможности уделять много времени обучению и воспитанию ребенка, но те редкие минуты общения с малышом, когда мать укачивала его, использовались ею в полной мере. И колыбельные песни в связи с этим обстоятельством приобретали весьма важное (в чем-то даже судьбоносное) значение для детей.
Свет, исходящий от звучания, в частности, русских народных колыбельных песен, делает внутренний и внешний мир человека чище и ярче.
НЕМНОГО ЭТИМОЛОГИИ, ИСТОРИИ, МИСТИКИ И НАУКИ
Cлово “колыбель” этимологически происходит от глаголов “колебать”, “колыхать”, “качать”.
Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обставлялось множеством таинств и мистических обрядов. Люльку (в форме квадратной рамы со слабо натянутым на нее холстом, образующим значительное углубление в середине, либо в виде плетеной корзины) или – как исторически более поздний вариант – зыбку (ящик, изготовленный из луба и имеющий дно из тонких дощечек) подвешивали к потолку на гибком шесте (к шесту она крепилась с помощью веревок). Снизу, как правило, тоже прикреплялась веревка, позволявшая качать эту люльку (зыбку) с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы. /Т.о. “колыбель” – это обобщенное название всей данной конструкции./
Прежде чем впервые положить в только что сконструированную люльку (зыбку) младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота (считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов). Существовало (и продолжает жить по сей день) общенародное поверье, что кот – большой друг домового (подлинного хозяина дома), и поэтому, если кота не обижать, то он “при случае” непременно доложит "дедушке" (домовому) о “доброте хозяйской”, а уж "дедушка" наверняка постарается обеспечить в таком доме уют и покой.
Примечание. Современные парапсихологи объясняют мистические способности кошек и котов тем, что эти животные питаются негативной энергией (за счет данного качества они “лечат” и энергетику дома (хозяйства), в котором живут сами, и людей – своих хозяев). Именно по этой причине многие народные целители рекомендуют родителям нервных и сверхвозбудимых детей завести кота или кошку, чтобы такой ребенок непременно общался с животным-“лекарем” (гладил, играл, ухаживал за ним), причем как можно больше. Только вот в том месте, где кот (или кошка) сворачивается клубком (любит спать, отдыхать), ни детскую, ни взрослую кровать ставить ни в коем случае нельзя, т.к. данное место является источником отрицательной (негативной) энергии и может стать причиной очень многих заболеваний./
В свете вышеизложенного становится вполне понятным то, почему русские народные колыбельные песни изобилуют образами кота.
Какое же значение имела колыбель для развития младенца, который большую часть времени проводил во сне, просыпаясь только для еды и смены пеленок? Если он учился в колыбели, то чему? Чтобы получить ответы на эти вопросы, для начала следует понять, каким образом движется при ее раскачивании люлька (зыбка). Она совершает плавные и ритмичные движения по направлениям “вверх – вниз”, “вправо – влево”, “назад – вперед”.
Пока все органы чувств новорожденного не разовьются в полной мере, он познает мир, в частности, через прикосновения – посредством т.н. тактильного чувства. Ребенок, лежащий в раскачиваемой люльке (зыбке), пассивно воспринимает рецепторами своей кожи не только “прикосновения” люльки (зыбки) снизу, но и поочередное разнонаправленное ее “прикосновение” во всех направлениях. При этом ребенок ощущает и свое пространственное перемещение по всем доступным люльке (зыбке) направлениям, что также является для него способом познания мира. Таким образом, еще ничего не осознавая, он подсознательно осваивает все 3 вектора нашего трехмерного пространства (длина, высота, ширина). Этим самым ребенок как бы исподволь готовится к тому, что он в ближайшем будущем должен будет в таком пространстве ориентироваться (т.е. посредством данных гармоничных раскачиваний активно развиваются его координационные способности, пространственное мышление, тренируется вестибулярный аппарат).
Подобно ритму раскачивающейся люльки (зыбки), ритмичное звуковое (речевое) “раскачивание” происходит и во время исполнения колыбельной песни, когда голос совершает движение по звукоряду то вверх, то вниз: “кач-кач-кач”, “баю-баю-бай”, “люли-люли-люли” и т.п.). /Традиционно колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки (зыбки) – в такт друг другу./ Помимо этого размеренность колыбельных песен совпадает (или стремится совпасть) с ритмическим рисунком (частотой) пульса и дыхательных движений, своим гармоничным ритмом оказывая на ребенка мощное успокаивающее и усыпляющее действие.
Примечание. Знаменитый испанский писатель и фольклорист Федерико Гарсиа Лорка справедливо подметил: “Настойчивое, почти навязчивое использование одной и той же ноты [что мы и наблюдаем в большинстве народных колыбельных песен. – Примечание мое. FANCY_men] – эта черта свойственна некоторым формулам заклинаний и даже тем речетативам, которые можно было бы назвать доисторическими”. /Испанский композитор и специалист по песенному фольклору Мануэль де Фалья, в свою очередь, сделал следующий вывод: “Колыбельные – единственный в Европе образец первобытных песен”./
Совершенно очевидно, что слова из популярной в колыбельных песнях строчки припева “баю-баюшки-баю” возникли от устаревшего глагола “баять” (т.е. “говорить”, “рассказывать”). Отсюда же – слова “баян” (“сказитель”, “рассказчик”) и “байка” (“сказка”). /Следует обратить особое внимание на глагол “рассказывать”. Приставки “рас-“, “раз-“ в русском языке имеют значение движения в разные стороны – “разъехаться”, “разбежаться”, “расcыпать”, “расслоить” и т.д. Значит, рассказывая ребенку на сон сказку или напевая колыбельную песню, мы как бы раскрываем перед ним дверь в нее, проводя обучение во сне или в состоянии, близком ко сну. Причем учим совершенно удивительным вещам, которые младенец, по всем меркам, пока вроде бы и не способен осознанно воспринять. Но “работа” идет – на уровне его подсознания./
ВОЛШЕБНАЯ СИЛА НАРОДНЫХ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН
Колыбельные песни, которые есть у всех народов мира, являются не просто элементом фольклора и служат не только для убаюкивания ребенка. Колыбельные очень важны в процессе овладения ребенком речью (следовательно, они играют значимую роль в развитии у него мышления). Заведующий кафедрой психологии Новосибирского государственного педагогического университета, доктор биологических наук Виталий Леутин утверждает, что существует взаимосвязь между слушанием колыбельных песен в детстве и интеллектуальным потенциалом человека в зрелом возрасте (от этого потенциала, в свою очередь, во многом зависит и уровень образования, и социальный статус, и пр.). “Колыбельные через развитие речи способствуют развитию мозга. А что такое развитие мозга? Не что иное, как формирование связей между нейронами. Если мозг не развивать, все нейроны останутся несвязанными, и в этом случае высок риск развития психопатологий" (В. Леутин).
От того, какие песни пела ребенку мать и пела ли она их вообще, во многом зависит характер маленького человека, его физическое и душевное здоровье (в т.ч. степень его психологической устойчивости) на протяжении всей его настоящей и будущей жизни. Кроме того, в колыбельных песнях зашифрованы уникальные знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти ребенка (дети, у которых генетическая память не "разбужена", медленнее развиваются и гораздо труднее адаптируются в жизни и в обществе). Авторство данного открытия (о связи музыкально-текстового содержания колыбельных песен с генетической памятью ребенка) принадлежит доктору филологических наук Ирине Карабулатовой (г. Тюмень), долгое время изучавшей колыбельные песни народов Сибири.
Примечание. У сибирских народов, по наблюдениям И. Карабулатовой, именно через колыбельные песни идет передача нравственных идеалов от одного поколения к другому. /Такие народы как ханты, селькупы, татары, казахи, населявшие Сибирь до Ермака, придавали колыбельным песням мистическое значение. Согласно древним традициям этих народов, для каждого младенца создается своя колыбельная песня – ее при рождении ребенка сочиняет сама мать. А потом данная песня всю жизнь служит ему оберегом./ И. Карабулатова при поддержке звукозаписывающей фирмы “SVE-records” (г. Екатеринбург) подготовила и в 2005 г. запустила в широкую продажу компакт-диск с колыбельными песнями народов бывшего СССР. На этом диске с целью достижения максимального релаксационного и психотерапевтического эффектов колыбельные песни записаны на фоне звуков живой природы (шум прибоя, пение птиц, журчание лесного ручья и т.п.). /На этом же диске записаны и некоторые народные заговоры, а также тексты колыбельных песен./ Подготовлен диск и с караоке-версиями этих же народных колыбельных песен (причем “тема” сыграна на национальных музыкальных инструментах того региона, откуда “позаимствована” конкретная колыбельная песня). /В данном проекте И. Карабулатовой – сочетание традиционной культуры баюканья и современной релакс-(транс-)музыкотерапии, что и обуславливает его огромный психотерапевтический эффект./
В старые добрые времена люди уже знали, что младенческий возраст – самый подходящий для закладывания в маленького человека нравственных основ. Исполняя традиционную народную колыбельную песню со всей искренностью и душевной материнской теплотой, мать психологически как бы кодирует сознание и подсознание сына или дочери на определенный поведенческий стереотип, принятый в обществе. Посредством этих песен в момент засыпания (в т.н. просоночных состояниях психики, когда доступ к подсознанию значительно облегчается) проис- ходит очень интенсивное опосредованное обучение ребенка всему тому, что его окружает. При этом в детское подсознание буквально “впечатывается” позитивная программа его будущей деятельности в течение всей жизни. Данное обстоятельство в значительной мере и обуславливает социально приемлемое поведение человека в дальнейшем. /Именно этим фактором современные ученые объясняют статистику, согласно которой дети, засыпавшие под колыбельные песни, по достижении взрослого возраста становятся более успешными и устойчивыми в жизни (они в меньшей степени подвержены различным психическим расстройствам), чем те, кто колыбельных не слышал.
Русские народные колыбельные песни складывались веками, и в них – самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Эти песни – величайшее завоевание народной педагогики, поскольку они нераздельно соединены с народной практикой воспитания детей, находящихся как раз в том самом нежном возрасте, когда ребенок – еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви, нежности и ласки, без которых он просто не выживет. /Не случайно основное содержание народных колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем./
Чрезвычайно важным фактом является то, что колыбельные песни поет ребенку, как правило, его родная мать, которая (в этом вопросе лингвисты, психологи и этнографы едины) представляет собой для него на данном этапе жизни самую значимую часть мира, И эти мамины песни способны значительно “смягчить” болезненный для детской психики естественный разрыв ребенка в районе 1 года с телом матери (в этот период у малыша появляются первые признаки осознания своего “я”). Согласно точке зрения знаменитого зарубежного психолога Ж. Лакана, именно данный разрыв – источник “психической драмы” (это самые первые в жизни ребенка душевные “ранки”). /Если обратиться к популярной ныне у большинства психоаналитиков США “теории психоанализа самости” Хейнца Кохута, можно понять, что до 2-хлетнего возраста у ребенка отсутствует т.н. стация эдипового комплекса (отец на этой стадии “отсутствует” в числе доминирующих “компонентов” детского мира). Мать в данный период психологически и, отчасти, физиологически (пока кормит грудью) по-прежнему слита с телом ребенка, и граница, разделяющая их в этом плане, еще не проявилась./ И пусть младенцам слова колыбельной песни могут быть пока еще не понятны, но глубочайшие нежность и душевность, вложенные в мелодию, слова, голос, традиционную манеру исполнения, а также сама необычайно тонкая (проникающая прямо в детскую душу и подсознание) энергетика такой песни оказывают на них самое благотворное воздействие.
Примечание. Исполнение для ребенка перед сном колыбельных песен (равно как и чтение сказок), можно считать отправной точкой или даже основой (базой) т.н. гипнопедии – уникального и весьма перспективного направления в современной педагогике и психологии, занимающегося вопросами интеллектуального развития детей в состоянии сна.
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ (СДВ) И АЛЕКСИТИМИЯ
По мнению многих психологов, самое "безобидное", к чему может привести “замена” колыбельных песен звуками телевизора, компьютерными играми, аудиозаписями поп- или рок-групп – это развитие у ребенка т.н. синдрома дефицита внимания (СДВ). /Имеется в виду дефицит внимания к ребенку со стороны родителей./ В настоящее время, по самым скромным оценкам отечественных психологов и психиатров, данная психопатология встречается у 20-25 % российских детей (объективно – по визуально наблюдаемым признакам – СДВ выражается в неспособности концентрировать свое внимание). Дети, страдающие СДВ, как правило, не в состоянии нормально учиться. У них неизбежно возникают проблемы в отношениях со сверстниками. Во взрослом возрасте люди с СДВ часто страдают маниакально-депрессивными расстройствами, склонны к насилию, злоупотреблению алкоголем и наркотиками.
К счастью, синдром дефицита внимания (СДВ) поддается коррекции, поэтому специалисты и считают его "самым безобидным", в отличие от алекситимии (термин происходит от греческих слов “а” – “отсутствие”, “lexis” – “слово”, “thymos” – “чувство”) – неспособности выражать свои чувства словами. Даже первичная алекситимия – та самая, которая развивается у ребенка из-за отсутствия любви и ласки со стороны матери (не говоря уже о более тяжелой вторичной алекситимии, развивающейся вследствие сильного одномоментного или хронического стресса), – коррекции практически не поддается. /Исследования зарубежных ученых показывают, что от 5 до 25 % взрослого населения Земли имеют те ли иные алекситимические черты (при этом мужчины страдают алекситимией в 7-8 раз чаще, чем женщины). Алекситимические характеристики в структуре личности мужчин в возрасте 42-60 лет повышают риск их преждевременной смерти от разных причин (включая несчастные случаи, насилие и т.п.) в 2-3 раза. Отмечена предрасположенность лиц с алекситимией к алкоголизму, наркомании, преступным действиям (в т.ч. физическому насилию). Также алекситимия может служить первопричиной очень многих серьезных психосоматических заболеваний (ишемическая болезнь сердца, гипертония, сахарный диабет, бронхиальная астма, язва желудка, ревматоидный артрит, кожные заболевания и др.)./
“Не существует определенного взгляда на причины возникновения алекситимии. Тем не менее есть научные основания считать, что эмоциональное развитие человека и, соответственно, патология эмоциональности находится в прямой зависимости от характера отношений в системе "мать-ребенок" в раннем детстве” (В. Леутин).
ВОЗДЕЙСТВИЕ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН НА ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ
В последние годы во многих зарубежных странах аудиозаписи национальных колыбельных песен как музыкотерапевтическое средство с успехом используются при лечении самых разнообразных психосоматических недугов не только у детей, но и у взрослых. Ученые отмечают, что при этом у слушателей зрелого возраста положительный лечебный эффект наступает весьма быстро. /Колыбельные песни воссоздают мир детства в памяти взрослых людей, способствуя “утилизации” стрессовых ситуаций. К тому же эти песни на подсознательном уровне подбираются к “корням” столь распространенных психических нарушений, как синдром дефицита внимания (СДВ) и алекситимия (см. выше), и борются с ними. Т.е. “недополучение” в детском возрасте родительской (особенно материнской) любви, обусловившее развитие этих недугов, в какой-то мере как раз и компенсируется при восприятии колыбельных песен взрослыми слушателями./
Колыбельные песни для всех без исключения возрастных категорий слушателей несут в себе чувство защищенности, уверенности в себе и в близких, чувство спокойствия и согласия человека с собой и со всем окружающим миром.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Многие зарубежные ученые считают, что за первые 6 лет своей жизни человек принимает в себя развивающей информации больше, чем за последующие 60 лет.
* * *
Немецкие медики, изучавшие колыбельные песни со своих позиций, утверждают, что если перед хирургической операцией пациенту дать прослушать колыбельную песню, то необходимая доза анестезии снизится в 2 раза.
* * *
Специалисты Российской академии медицинских наук установили, что у кормящих мам, которые поют своим детям колыбельные песни, улучшается лактация (выделение материнского молока), а в дальнейшем устанавливаются более близкие в духовном плане отношения со своими детьми. /К примеру, если мама будет регулярно напевать эти песни недоношенному ребенку, то он гораздо быстрее наберется жизненных сил и “выровняется” в развитии./ У самих матерей, начавших петь колыбельные своим детям еще до их рождения (в период внутриутробного развития), снимаются проявления токсикоза, существенно облегчается и течение беременности, и сами роды.
* * *
Недавно ученые из Гетингемского университета (Германия) провели эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность снотворных медикаментов в сравнении с аудиозаписями колыбельных песен. К удивлению ученых мелодии оказались намного действеннее лекарственных препаратов.
* * *
Аудиоматериалы, представленные в уникальном проекте упоминавшейся выше И. Карабулатовой (СD-диск с аудиозаписями народных колыбельных песен) вкупе с авторским научным обоснованием образовательно-культурологического и музыкотерапевтического аспектов “внедрения” данного проекта в детские лечебные учреждения России ужé широко используются в психотерапевтической практике в детской поликлинике 2-ой городской клинической больницы г. Тюмени. Прослушивание представленных на CD-диске аудиозаписей народных колыбельных песен позволило значительно снизить употребление медикаментозных препаратов детьми. /В проекте были интегрированы результаты и лингвистики, и фольклористики, и психологии (музыкальной и возрастной), и психотерапии, и других смежных наук./
Вот ссылка : http://doroga-istin.ru/index.php?topic=322
|
|
Ср 25 Мар 2009 19:52 |
|
|
Наталья
участник
Зарегистрирован: 15.02.2008 Сообщения: 39 Откуда: Москва |
|
|
|
ТАЙНА КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН
КОД "БАЮН"
Колыбельные песни являются не только кодом, призванным донести до младенца жизненно важный объем информации, но и универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю оставшуюся жизнь.
Начиная с декабря 2002 года на базе детской поликлиники областной клинической больницы № 2 г. Тюмени проводился уникальный добровольный эксперимент. Здесь была открыта "Школа материнства и отцовства", в которой будущих и уже состоявшихся родителей учили, какие колыбельные и как часто нужно петь своим детям. Параллельно медики отслеживали динамику заболеваемости детей первого года жизни до эксперимента и в ходе него. Вот какие показатели были выявлены. Если в 2001 году пневмония была зарегистрирована у 17,6 % детей в возрасте от 0 до 12 месяцев, то в 2003 году - у 12,9 %, диарея - соответственно у 5,7 и 2,8 %, анемия - у 107,1 и 69,4 %.
Первые же полученные результаты позволили медикам говорить о положительном воздействии колыбельных на состояние детей. Особо специалисты рекомендуют петь их детям с перинатальной энцефалопатией (нарушения функции или структуры головного мозга), сопровождающейся синдромом общего угнетения, с нарушением ритма дыхания, с тенденцией к брадикардии (уменьшение частоты сердечных сокращений), с нарушениями моторики кишечника, а также рожденным раньше срока и с малым весом. Доказано также, что уникальная ритмика колыбельной песни может служить профилактическим средством двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, моторных стереотипов).
- Данная музыкотерапия уникальна по своему воздействию, - рассказала "Итогам" автор исследования доктор филологических наук, профессор Ирина Карабулатова. - Если для ребенка она проходит в рецептивной форме, то для матери - в активной и сочетается с эмоциональной разрядкой, облегчением осознания собственных переживаний. Само исполнение колыбельных песен благотворно влияет на материнский организм, способствуя быстрому восстановлению сил после родов. Например, педиатры отмечают увеличение лактации у кормящих матерей, регулярно напевающих что-то своим детям.
Специалисты рекомендуют: исполнять колыбельные нужно 2-3 раза в день сразу после кормления, а продолжительность каждой песни должна составлять около 10 минут. Это не значит, что нужно специально подбирать какие-то длинные заунывные песни, просто одну и ту же колыбельную можно петь по кругу несколько раз.
Поющие в темноте
Современные ученые-физики утверждают: ритмически построенные фразы, мелодикой напоминающие молитву или белый стих, способны однозначно оказывать благоприятное биоэнергетическое воздействие на человека. Использование ритмически организованной формулы, а тексты большинства колыбельных высокоритмичны и такими формулами как раз и являются, по большому счету напоминает магическое средство для достижения различных практических целей.
Исследователи считают, что хорошая колыбельная песня сродни активной медитации. "Мать сначала создает у себя в голове светлый образ прекрасного, а затем уже на этой волне передает ощущения ребенку, - рассказывает Ирина Карабулатова.
- Чаще всего колыбельная песня имеет музыкальный размер 4/4, который восходит к звуковому порядку, самым естественным образом накладывающемуся на биение спокойного сердца (ритм 68-72 удара в минуту). Благодаря четкому, равномерному музыкальному рисунку происходит гармонизация биоритмов матери и ребенка".
Пение колыбельной преследует единственную цель - усыпить ребенка, поэтому мелодия используется однообразная, зачастую монотонная. При этом вовсе не обязательно обладать отменным голосом или безупречным слухом. Ребенок все равно реагирует прежде всего на тембр голоса, на мягкость исполнения, лиричность звучания, и по большому счету ему все равно, кто поет для него колыбельную - мама, папа, бабушка или дедушка. Главное - чтобы от души. А для того чтобы выйти на необходимый тембр звучания, специалисты советуют представить и воспроизвести нежно-восторженный, ласкающий выдох ртом, так называемое шепотное дыхание. Для того чтобы ощутить его, попробуйте выдохнуть теплый воздух на ладонь и запомнить это ощущение. В принципе точно так же нужно поступать, читая детям сказки на ночь. Это та же музыка, только в словесной форме. "В основе восприятия человеческим организмом музыки лежит воздействие биологически активных веществ на определенные структуры мозга, - рассказывает кандидат филологических наук Елена Ермакова. - И, как отмечают педиатры, наиболее мягкое, щадящее воздействие оказывает именно исполнение колыбельных песен. Нанизывание вымышленных образов воздействует на маленького человека как психотерапевтическая метафора, погружающая развивающийся детский мозг в трансовое состояние".
Тюменские исследователи провели ряд ассоциативных экспериментов, которые должны были выявить фоносемантику текстов песен для малышей. Так, известно, например, что каждый звук соответствует определенному физическому колебанию. Когда все звуки сведены воедино, они вызывают определенные изменения в головном мозге слушающего. Таким образом, можно наблюдать, как текст той или иной песни влияет на ребенка. Данные с датчиков, прикрепленных к голове, снимаются и обрабатываются при помощи специальной программы "Словодел" на компьютере. Вся информация отображается в виде определенных цветовых спектров. Каждый цвет соответствует той или иной высоте и частоте звука. Ритмы альфа, бета, дельта и тета являются показателями того, на каких длинах волн на мозг воздействует данный текст. Например, ритмы альфа и бета - это состояние физической и умственной активности, дельта - глубокой расслабленности и сна, а тета - это измененное состояние сознания, то есть активность головного мозга.
Выяснилось, что в большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. Измерение ритмов мозга в момент восприятия текстов колыбельных, проведенное тюменскими исследователями, показало синхронную реакцию биопотенциалов в разных отделах мозга, преобладание работы правого полушария и высокую частоту в диапазоне дельта-ритма. Казалось бы, такие незатейливые строки: "Баю-баю-баю-бай, / Поскорее засыпай, / В лес по ягодки пойдем. /Софья ягод набери, /Папу, маму накорми, / На комодичек поставь, / Дедке, бабушке оставь". Анализ ритмов мозга показывает, что этот текст активен, сопровождает физическую деятельность, усиливает умственную активность, внимание. Участники исследования проанализировали таким образом свыше 100 колыбельных. Среди них, как правило, наиболее частотны тексты с преобладанием ассоциаций сиреневого, голубого, синего и зеленого цветов, имеющих, как уверяют специалисты, оздоровительный психотерапевтический эффект.
Магия детства
Сфера воздействия убаюкивающей песни на ребенка гораздо шире прикладного назначения "усыпить, успокоить". "Колыбельная песня не только закладывает прочный фундамент физического, психического и нравственного здоровья человека, но и представляет собой некую голограмму жизни человека, которая реализуется впоследствии. По сути, это свернутый личностный миф", - утверждает кандидат искусствоведения Лилия Демина.
Казалось бы, все колыбельные песни одинаковы, однако это не так. Например, существуют песни как для мальчиков, так и для девочек, несущие в себе колоссальную смысловую нагрузку и содержащие своеобразное руководство к действию. Так, по словам Ирины Карабулатовой, ненецкая колыбельная для девочки содержит такие слова: "Длинноногая моя, дитя мое, хорошее мое, будешь мне помощницей". Песня для мальчика определяет историческое предназначение мужчины: "Милый мальчик, шустрый мальчик, сильный мужичок. Он лисицу добудет, и зайца добудет, и песца добудет, и куропатку добудет. Он хозяин и оленевод". Чего только не поют детям! Вот только некоторые из образцов, собранные тюменскими филологами. Вариант для воспитания смелости: "Кони сена не едят, / Все на Мишеньку глядят. /Не глядят да глядят, /Возьмут счамкают, съедят". Или вот, например, для капризных детей: "Бай татарин-басурман / Посадил девку в карман. / Девка голосом ревет, / Свои волосы дерет. / Свои волосы дерет, / Детям спать не дает". Или такой образец - для будущего призывника: "Спи, сыночек мой, усни, / Полно плакать, не тужи. / Не один пойдешь служить. / Служит Сидор, Федор, Влас - / Наберется много вас". Вариант для интернациональной семьи: "Баю-баюшки-баю, / Вот и матушку мою. / Ты по матушке - русенок, / А по бате - кыргызенок". А эта колыбельная подойдет для семей, в которых отец часто мотается по командировкам: "Ночь пришла на мягких лапах, / Тихо, как медведь, / Папа создан, чтобы пла-а-авать, / А мама - чтобы петь. / Корабли уходят плавать / И придут опять, / Папа создан, чтобы пла-а-авать, / А мама - чтобы ждать".
- Сегодня молодые мамы зачастую поют своим детям напевы, перечисляя какие-либо значимые качества, которые они хотели бы видеть в своем ребенке, - рассказывает Елена Ермакова. - Например, талант, артистизм, смелость. И вполне возможно, что таким образом происходит некое кодирование, программирование будущей личности. Исходя из того, что колыбельная песня кодирует на определенный тип поведения, можно вывести доминанты поведения того или иного этноса. Вот почему русский народ в большинстве своем так аморфен? Может быть, потому, что в русских детских песнях на сон грядущий повторяемая интонация передает тревожное состояние и часто чередуется со стонущими интонациями, характерными для причитания. Такое строение отражает жизненную философию счастья русского человека. В рамках этой системы представлений о счастье, как это ни парадоксально, важнейшее значение имеет компонент страдания.
Исследователи отмечают еще один интересный момент: колыбельная песня близка старинным народным заговорам, поскольку и здесь, и там имеют место особый тип исполнения, схожая структура, магические элементы. Ведь не секрет, что многие колыбельные песни сохранили языческие таинственные образы - Дремы, Буки, кота, серого волка. Кстати, проверка одного из древних заговоров от сглаза по программе "Словодел" выявила, что его прочтение вызывает у ребенка состояние сонливости, эйфории, глубокого покоя и наслаждения. То есть вызывает практически те же ассоциации, что и колыбельная. И в связи с этим специалисты считают, что колыбельная песня осмысливается часто не только как заклинание с целью дать ребенку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребенка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативного воздействия. И потому специалисты советуют родителям: "Творите своего ребенка, как творят искусники, волшебники и маги. Пойте колыбельные песни, которые обязательно помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым".
Степан Кривошеев
итоги.ру
|
|
Ср 25 Мар 2009 20:20 |
|
|
Кристина
Юный следопыт «Одноклассников»
Зарегистрирован: 05.03.2008 Сообщения: 1972 Откуда: г. Москва. РП Росинка: поместье 56-17 |
|
|
|
Добавлю еще выдержку про значение колыбельных из стенограммы конференции с В.Н. Мегре 19.12.2008 г. в Уфе
...Потом когда начался кризис, я понял, что не нужно чтобы поддерживали так быстро родовые поместья, потому что всему свое время и помирился с Анастасией. А так как уже зациклен был на том, чтобы вот найти именно это, найти именно это. Я читал философов, я обращался к аналитикам, там организовывал целые группки. Потому что я считаю, что это самый-самый главный вопрос. Семья. Как сохранить эту семью, как сохранить любовь? Ведь государства состоят из семей. И вот трехлетние поиски. И вот ответ. Сейчас удивитесь. Я тоже первый раз удивился этому ответу и не понял. Она говорит это Колыбельные песни. Чтобы сохранить любовь в семье до конца всего лишь колыбельные песни нужны. Но оказалось за этими словами стоит мощная философия, стоят космические знания, стоят знания наших предков. И когда, вот я сейчас объясню своими словами, маленький эпизод, тот что описан в книге, что это такое. Простая колыбельная песня. Представьте себе, засыпает малыш, тогда, три тысячи лет назад. И бабушка поет ему песню. Я не стихами. Скажу своими словами. Главное в этой песне смысл. Слова были разными. Она ему поет, что:
«Засыпай малыш мой. Ты будешь расти во сне. Ты будешь крепнуть. Ты будешь становиться умнее. Тебе звезды в этом помогут. Там, среди звезд живет душа маленькой-маленькой девочки. Которая придет к тебе. С которой ты будешь играть. Которая принесет тебе много-много хорошего». И она говорит про эту девочку. Малыш спрашивает: «А когда она придет?» А ему бабушка отвечает: «Когда ты станешь сильным, когда ты станешь красивым. Когда ты узнаешь все, что знает твой папа, и то, что знает твоя мама». Проходит несколько дней и бабушка снова поет эту песню, бывает другими словами. И малыш начинает думать про эту девочку, живущую среди звезд, которая должна к нему прийти. И он постепенно, второй раз думает, третий, настраивает себя на думу об этой девочке. Но что получается? А еще бабушка говорит, что она смотрит иногда на тебя и огорчается, когда ты что-то не так делаешь, она смотрит на тебя когда ты слабенький и огорчается. Ты должен быть сильным. И у ребенка. Ну, вот у меня тоже была ранняя любовь там, первая, в первом классе. И у ребенка появляется чувство любви к этой девочке, которую он не видел. И он делает все ради нее. Он пристает к отцу: «Что же ты такое знаешь отец»? Он пристает к матери, «что Ты знаешь?» Он пытается быстрее познать мир, и он старается быть крепче физически.
И в это время другая бабушка на другом конце села или в другом селе поет песни маленькой девочке, совсем маленькой:
«Спи моя внученька, спи, там, среди звезд…» И снова вкладывает такой же смысл.
И растет девочка, стараясь приготовить себя, свое тело, свою душу, получить знания, растет, чтобы встретиться вот с этим мальчиком. Конечно, они потом подрастают и начинают понимать, что, может быть эта девочка не среди звезд, может она где-то. Но они все равно продолжают себя готовить к встрече с этой любимой, продолжают готовить свое тело, продолжают готовить свою душу, получают какие-то знания. И к восемнадцати годам, к девятнадцати, к двадцати этот молодой человек становится тем человеком, который может сделать счастливой женщину, богиней сделать, а она становится достойной его. И когда они встречаются, происходит вот тот импульс, который называется любовью. А потом эта любовь сохраняется. Колыбельная песня. Простая колыбельная песня. И сравните ее с песней: Не ложись на краю придет серенький волчок, схватит там за бочок… и так далее и так далее Какая глубина здесь и какая бессмыслица здесь.
....
|
|
Ср 25 Мар 2009 22:47 |
|
|
Zuhra
Пчёлка
Зарегистрирован: 07.04.2008 Сообщения: 1938 Откуда: Подмосковье. РП Росинка: 62-1 и 62-4 |
|
|
|
Мне очень понравилась колыбельная в исполнении Аиды Николайчук. Посмотрите видео:
http://vkontakte.ru/video21262513_161581592
Авторов песни не нашла...
Загляни ты в сердечко мне
И скажи "уходи" зиме
Ветер воет, а ты грей меня
Небо стонет, а у нас весна
Попроси у облаков
Подарить нам белых снов
Ночь плывет и мы за ней
В мир таинственных огней
Разгони ты тоску во мне
Неспокойно у меня в душе
Попроси у облаков
Подарить нам белых снов
Ночь плывет и мы за ней
В мир таинственных огней
Попроси у облаков
Подарить нам белых снов
Ночь плывет и мы за ней
В мир таинственных огней
Попроси у облаков
Подарить нам белых снов
Ночь плывет и мы за ней
В мир таинственных огней
Это конкурсная песня из телешоу, которое сейчас проходит на Украине. Вроде "Фабрики звёзд" или "Минуты славы". Песня немного прерывается речью жюри, которое не поверило своим ушам: настолько красив и гармоничен голос, потом Аиду попросили спеть акапелло. А уж сама Аида - просто красавица! Я каждый день слушаю на ночь эту колыбельную...
_________________ Пусть миру будет хорошо!
Последний раз редактировалось: Zuhra (Сб 14 Янв 2012 13:40 ), всего редактировалось 1 раз |
|
Вс 13 Ноя 2011 22:15 |
|
|
Zuhra
Пчёлка
Зарегистрирован: 07.04.2008 Сообщения: 1938 Откуда: Подмосковье. РП Росинка: 62-1 и 62-4 |
|
|
|
Колыбельная в исполнении Анны Герман:
http://vkontakte.ru/id21262513?z=video21262513_161694654%2Fvideos21262513
Советую сначала загрузить, а потом прослушать.
Здесь лучше скачивается:
http://mp3.skacat.net/music/223-german-anna-kolybelnaya-german-anna-kolybelnaya.html
(Муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского)
Месяц над нашею крышею светит,
Вечер стоит у двора.
Маленьким птичкам и маленьким деткам
Спать наступила пора.
Завтра проснешься, и ясное солнце
Снова взойдет над тобой.
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.
Спи, моя крошка, мой птенчик пригожий,
Баюшки, баю-баю.
Пусть никакая печаль не тревожит
Детскую душу твою.
Ты не увидишь ни горя, ни муки,
Доли не встретишь лихой.
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.
Спи, мой малыш, вырастай на просторе,
Быстро промчатся года.
Смелым орленком на ясные зори
Ты улетишь из гнезда.
Ясное небо, высокое солнце
Будут всегда над тобой.
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.
_________________ Пусть миру будет хорошо!
Последний раз редактировалось: Zuhra (Вс 15 Янв 2012 19:27 ), всего редактировалось 1 раз |
|
Сб 14 Янв 2012 13:25 |
|
|
Zuhra
Пчёлка
Зарегистрирован: 07.04.2008 Сообщения: 1938 Откуда: Подмосковье. РП Росинка: 62-1 и 62-4 |
|
|
Сб 14 Янв 2012 14:02 |
|
|
Zuhra
Пчёлка
Зарегистрирован: 07.04.2008 Сообщения: 1938 Откуда: Подмосковье. РП Росинка: 62-1 и 62-4 |
|
|
|
http://www.papalapa.ru/view_lesson_video.php?id=37
Известная колыбельная в исполнении Козловского
сл. С. Свириденко, муз. В.А. Моцарт, исп. И. Козловский
Спи, моя радость, усни.
В доме погасли огни.
Птички затихли в саду.
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
В доме всё стихло давно,
В погребе, в кухне темно.
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Кто-то вздохнул за стеной,
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Сладко мой птенчик живёт.
Нет ни тревог, ни хлопот.
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь весёлых затей.
Всё-то добыть поспешишь,
Лишь бы не плакал малыш.
Вот бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни.
_________________ Пусть миру будет хорошо! |
|
Сб 14 Янв 2012 14:17 |
|
|
Zuhra
Пчёлка
Зарегистрирован: 07.04.2008 Сообщения: 1938 Откуда: Подмосковье. РП Росинка: 62-1 и 62-4 |
|
|
|
сл. Б. Бельский, муз. Римский-Корсаков, исп. Т. Милашкина
Колыбельная http://www.papalapa.ru/view_lesson_video.php?id=43
Сон по бережку ходил,
Дрёма по лугу,
А и сон искал Дрёму,
Дрёму спрашивал.
А и где же спит Садко,
Купав добрый молодец.
Баю-бай баю-бай,
Баю-бай баю-бай.
Спит Садко мой на лугу,
На зелёном бережку
В шитом браном положку,
Во зелёном тростнику.
Убаюкала его
Ласка нежная моя.
Баю-бай баю-бай,
Баю-бай баю-бай.
Ты расти, мой тростничок,
Шитый браный положок.
Не колышься, мурава,
Зелена да шелкова,
Сердце девичье моё
Полонила песнь его.
На мой взгляд мелодия сложновата, может, кто сочинит более приемлемую?
_________________ Пусть миру будет хорошо! |
|
Сб 14 Янв 2012 14:26 |
|
|
Zuhra
Пчёлка
Зарегистрирован: 07.04.2008 Сообщения: 1938 Откуда: Подмосковье. РП Росинка: 62-1 и 62-4 |
|
|
|
Народная компьютерная колыбельная.
Спят усталые админы, мышки спят…
Флешки и клавиатуры ждут ребят…
Windows тоже спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться,
Аську закрывааай… Ба-ю-бай.
Все нормальные контакты спят давно…
Вирус лазает по папкам, всё равно…
Скоро он ложится тоже, ну а мы ему поможем -
Базы обновляй, ба-ю-бай…
_________________ Пусть миру будет хорошо! |
|
Сб 14 Янв 2012 14:40 |
|
|
Zuhra
Пчёлка
Зарегистрирован: 07.04.2008 Сообщения: 1938 Откуда: Подмосковье. РП Росинка: 62-1 и 62-4 |
|
|
|
"Анатомическая" колыбельная для запоминания частей тела
Золотые волосы,
как пшеницы колосы,
задремали до поры -
до соломенной зари.
Лобик спит уже давно,
снится лобику кино,
Снится целу ночку
про мою-то дочку \ про мово сыночка.
Глазки закрываются,
сказки начинаются -
добрые, любимые,
милые, родимые.
Носик тоже хочет спать,
даже он устал гулять -
Целый день гулял,
только цветики искал.
Зубки спят, зубки спят,
ровно 20 белых в ряд (девятнадцать белых в ряд \ все 12 белых... и т.п. - по количеству имеющихся зубов)
ротик тоже хочет спать,
будет ночью он молчать.
ручкам белым удружи -
к щечкам алым положи.
щечки спят, щечки спят,
щечки тоже спать хотят -
левая, да правая,
румяная, да алая.
маленькую спинку
кладу я на перинку,
а перинка пухова,
пухова, да перьева.
спит животик, спит животик,
пусть к нему прижмется котик.
Котик песенку споет,
Вероника \ имя \ моя доченька \ мой сыночек пусть уснет.
бок укроет теплый плед,
лучше пледа в мире нет!
Вытяни ты ножки,
Спи скорее крошка!
петь на мелодию "Баю-баюшки-баю, не ложися на краю"
Автор lanyushka
_________________ Пусть миру будет хорошо!
Последний раз редактировалось: Zuhra (Сб 14 Янв 2012 14:58 ), всего редактировалось 1 раз |
|
Сб 14 Янв 2012 14:44 |
|
|
Zuhra
Пчёлка
Зарегистрирован: 07.04.2008 Сообщения: 1938 Откуда: Подмосковье. РП Росинка: 62-1 и 62-4 |
|
|
Сб 14 Янв 2012 14:49 |
|
|
Zuhra
Пчёлка
Зарегистрирован: 07.04.2008 Сообщения: 1938 Откуда: Подмосковье. РП Росинка: 62-1 и 62-4 |
|
|
Сб 14 Янв 2012 14:55 |
|
|
Zuhra
Пчёлка
Зарегистрирован: 07.04.2008 Сообщения: 1938 Откуда: Подмосковье. РП Росинка: 62-1 и 62-4 |
|
|
|
Про армянские колыбельные.
"Фольклор - это та часть доставшегося нам наследия, для которой мы можем считаться всего лишь посредниками, ибо не с нас он начинался и - уж точно! - не нами кончится.
Для солистки фольклорного ансамбля «Шогакн» Асмик Арутюнян наши народные песни, мелодии и танцы - неисчерпаемый источник гордости и восхищения. Ее вдохновляет и воодушевляет каждая новая найденная и исполненная мелодия, каждый новый слушатель. Но с каким трудом приобретается каждый новый слушатель: фольк-ансамбли ведь, говоря современным языком, шоу-бизнесом не востребованы… Народные песни редко когда звучат в неискаженном, изначальном своем виде - они чаще подвергаются всевозможным «аранжировкам», превращаясь в сорт эстрадных песен, где звучат несколько «фольк» нот да слова «яро джан». В Армении «длинные руки бизнеса» еще не успели дотянуться до этого слоя культуры, он еще не осознал всей философичности и театральности фольклора, тогда как этот уникальный сплав может принести огромные доходы - если, конечно, учесть, что успеха и отдачи вложенных средств не следует обязательно ожидать в течение ближайших месяцев или даже лет. Фольклор требует больших вложений, но зато и обещает длительный успех - опять же если найти правильные формы его подачи. Один только сбор и исполнение армянских колыбельных песен может произвести революцию в нашей культуре.
У «Шогакна» и Асмик Арутюнян имеются блестящие исполнения колыбельных, объединенные в выпущенном в Нью-Йорке диске. Этот диск, как и сами колыбельные, почти что неизвестны нам, хотя это те самые песни, которые наши бабушки слышали еще от своих матерей, но своим детям уже не пели: времена были такие - не до колыбельных… При советском строе считалось, что от народных песен «несет навозом», при нынешних полурыночных-полупопулистских порядках они тоже как-то не воспринимаются. Во всяком случае так считает Асмик Арутюнян - женщина и исполнительница с огромным потенциалом, огромной трудоспособности и мастерства, мечтающая о том, чтобы подарить всем армянским матерям записи их ансамбля. Чтобы не прервалась цепь времен и чтобы наряду со всевозможными фольклорными обработками мы имели и их истинный первоисточник.
Колыбельным песням посвящались международные конференции и циклы лекций, воздействие и философия этих песен изучают во многих странах - особенно те песни, которые родились в странах с такой же долгой, трудной и насыщенной историей, как наша. Этническая культура - во всевозможных ее ипостасях - находится сегодня в центре внимания мира. Из этнических мелодий человек получает те «витаминные» дозы удивления, восхищения, мудрости, без которых невозможно жить долго. А наши традиционные колыбельные песни еще ждут своего открытия и восприятия.
- Как-то я поняла, что знаю много колыбельных, причем одна роскошней другой. Мечтала о том, чтобы исполнить эти колыбельные так, как веками пели их армянские матери. Молодые матери сейчас не поют их, потому что и им сами не пели колыбельные. На мосту поколений уже нет потребности в передаче… А ведь я уверена, что если бы девушки знали эти песни, они с удовольствием пели бы их. Колыбельные несут в себе великий смысл.
- Главная цель колыбельных заключается лишь в том, чтобы усыпить ребенка?
- Колыбельные песни создают прямую связь с космосом. Если взглянуть на их тексты, то можно понять, что это не просто песни, которые поют рядом с колыбелью. С помощью колыбельной мать рассказывает ребенку о своей повседневной жизни, ибо колыбель была единственным местом, где она могла без помех раскрыть свою душу и поговорить с ребенком. Армянская женщина чувствовала себя в семье довольно подавленной, а возле колыбели он могла рассказать о своих горестях, боли и обидах. Она пела и рассказывала о своей первой любви, пела историю семьи. Мать не сочиняла специально песню - просто рассказывала, беседовала с младенцем. Есть и такие колыбельные, которые очень трудно назвать колыбельными - они носят скорее эпический характер, а мелодия потрясающе цельная. Трудно даже представить себе, как могла забитая, полуграмотная армянская женщина создавать такие мелодии. Многим за границей самым поразительным кажется именно эта целостность и философичность. А весь секрет их в том, что армянская женщина была очень близка к природе, она училась и воспитывалась естественно, ей не нужны были университеты! Она жила в таинстве вселенской мудрости.
- А в самих песнях присутствуют космические силы?
- Мать делала товарищами своих детей не простых смертных, а солнце, луну и звезды, созывала к колыбели своего ребенка бегающих в горах оленей, распускающиеся в полях цветы… И маленький человечек рос, понимая таинство своего появления на свет, с момента рождения он уже ощущал себя частичкой этих космических сил. Это только сейчас наука выяснила, что даже в чреве матери ребенок обретает знания. В течение девяти месяцев беременности переживания, духовное состояние, слова, восприятия так или иначе, но непременно передаются ребенку. И это создает связь между поколениями. Сейчас эта связь прервалась, но и связь, и корни можно вновь обрести через песни.
- А в наши времена пишут колыбельные?
- Сейчас тоже пробуют писать колыбельные. Я убеждена: чем больше будут писать, тем лучше, потому что после количестве появится и качество. Может быть, со временем сегодняшние колыбельные своей силой, мудростью, знаниями окажутся наравне с нашими народными колыбельными…
- Вы принимали участие в международных научных конференциях, посвященных колыбельным, слышали и знаете песни других народов.
- Меня просто поражает, как весь мир интересуется своими корнями, своим наследием, а мы вроде даже не обращаем на них внимания. Ведь это обрыв нашей генетической связи, а мы даже не ощущаем всю ужасность этого. Во всем мире организуют специальные семинары, посвященные колыбельным песням. «Нью-Йорк таймс» даже провела специальное исследование и прислала нам благодарственное письмо, поскольку наш диск был признан лучшим диском года. Недавно в Сан-Франциско состоялся большой научный конгресс, на котором была предпринята попытка найти общие фольклорные, музыкальные, смысловые грани колыбельных песен разных народов. Сейчас все большее применение находит музыкотерапия, поскольку доказано, что психика у ребенка становится устойчивей, если он растет под звуки традиционной или классической музыки. Колыбельные песни связаны с идеей праколыбели человечества и содержан общий слой. Колыбель - начало человечества. Я слышала колыбельные многих народов и могу сказать, что в основном они очень простенькие, их мелодическая структура очень коротка, примитивна, а тексты чисто будничные и построены в основном на звукоподражании. А наши колыбельные не в пример богаче. Они - произведения на уровне эпоса, с цельными музыкальными фразами. Создается даже впечатление, что они пелись не только для того, чтобы ребенок уснул, но и для того, чтобы передать ему историю всей семьи или рода. В понятие «мать» женщина-армянка вкладывала огромную ответственность. Она не говорит: хочу, чтобы мой ребенок вкусно ел или носил красивую одежду, - она хотела, чтобы ее дитя ощущало духовную связь с природой, сроднился со своим окружением. Только древние народы вот так собирают и «вливают» в детскую колыбель космическую мудрость. Получается, что на свет он появляется уже умудренным и с большим запасом знаний.
- Наверное, колыбельные песни еще и защищают и закаляют ребенка.
- Конечно! Ребенок может получать эти космические силы даже бессознательно. В последующие годы именно они сделают его сформировавшимся человеком. А нынешний ребенок чувствует себя очень беззащитным, поскольку от внешних культурных атак получает только отрицательную энергию. Следует помнить, что душа ребенка пустой сосуд, и только от нас зависит, чем он будет наполнен. Сегодняшнему ребенку надо помогать, он должен знать, что происходит вокруг. Зная фольклор, он вырастет человеком, который спину держит прямо, а голову гордо.
- Народные песни больше знакомы нам по различным поп-обработкам. Вас это не обидно?
- Сегодня всем кажется, что наш фольклор - это бесхозный товар, что любой может взять его, невежественно «обработать» и поставить под ним свое имя. Когда я сегодня слышу так называемые «народные песни», то сразу могу сказать, какая строка откуда, из какой песни украдена. Это было бы просто смешно, не будь таким бесстыдством.
- В Армении вы, кажется, выступаете реже, чем за границей…
- Мы работаем с зарубежными организациями. Слушая наши песни, мир знакомится и с нашей историей, нашей болью и мечтами. Зарубежный зритель - не невежественный слушатель: он прекрасно знает, какими сокровищами обладают столь древние народы, как армянский. Этническое, традиционное искусство обретает сегодня огромную важность во всем мире. Мир не особенно ждет от нас особых открытий в модерновом искусстве, не ждет, что мы будем исполнять исключительно джаз. Мы интересны им своими традициями, своими идущими из глубины веков музыкальными инструментами, нашими голосами. «Этническое» означает, что ты поешь так же, как твоя история, твоя природа. А в Армении мы выступаем мало, потому что… не нужны или, говоря современным языком, не востребованы. За весь год мы дали только один концерт. Это очень печально…
- Может быть, это преходяще? Может быть, минуют эти времена и многое снова станет на свое место? Ведь многие сегодняшние песни забываются уже через несколько дней, а песни, которые пели наши бабушки, еще ждут своего открытия.
- Может быть, и пройдут эти времена, только вот где можно будет услышать эти песни? Сейчас фольклорных ансамблей очень мало, да и денег в их записи никто не хочет вкладывать. Мы очень хотели выпустить наши записи, хотели, чтобы это произошло обязательно в Армении, но вынуждены были принять предложение американцев. И этот диск довольно дорогой. У меня есть мечта: я хочу, что каждый армянский младенец вместе со свидетельством о рождении получил от меня и диск с записями колыбельных песен. Хочу пробудить в армянской женщине генетическую память. Когда эта память проснется, женщина сама пойдет и станет искать песни своей бабушки, своих родных мест. Знаете, в самых разных странах ко мне подходили живущие там армяне и со слезами говорили: именно эту колыбельную пела им бабушка или мать, я ее даже не помнил, а сейчас, когда услышал… И я чувствую себя просто счастливой от того, что могу быть посредником и возвращать эти песни, эту память. Пусть даже с помощью американцев...
- Обязательно ли иметь голос, чтобы петь колыбельные песни? Я сама не умею петь, но очень хотела бы спеть для своего ребенка.
Вокальные данные совершенно не обязательны. Будь уверена: если я спою строчку, ты запросто сможешь ее повторить. Самым важным в колыбельных являются логика и знание, а голос особой роли не играет. Чтобы спеть своему ребенку, ни одна мать не задумывалась над тем, чтобы разработать голос или стать певицей. Она просто пела, делилась со своим ребенком собственной жизнью - это был образ жизни. Между матерями ведь не было конкуренции!"
_________________ Пусть миру будет хорошо! |
|
Сб 14 Янв 2012 15:11 |
|
|
Zuhra
Пчёлка
Зарегистрирован: 07.04.2008 Сообщения: 1938 Откуда: Подмосковье. РП Росинка: 62-1 и 62-4 |
|
|
Сб 14 Янв 2012 15:22 |
|
|
Павел
участник
Зарегистрирован: 04.03.2008 Сообщения: 478
|
|
|
|
|
|
...Там, среди звезд живет душа маленькой-маленькой девочки. Которая придет к тебе. С которой ты будешь играть. Которая принесет тебе много-много хорошего». И она говорит про эту девочку. Малыш спрашивает: «А когда она придет?» А ему бабушка отвечает: «Когда ты станешь сильным, когда ты станешь красивым. Когда ты узнаешь все, что знает твой папа, и то, что знает твоя мама». Проходит несколько дней и бабушка снова поет эту песню, бывает другими словами. И малыш начинает думать про эту девочку, живущую среди звезд, которая должна к нему прийти. И он постепенно, второй раз думает, третий, настраивает себя на думу об этой девочке. Но что получается? А еще бабушка говорит, что она смотрит иногда на тебя и огорчается, когда ты что-то не так делаешь, она смотрит на тебя когда ты слабенький и огорчается. Ты должен быть сильным.
.... |
Примерно про такую же колыбельную в мультике )))
http://vkontakte.ru/video65498674_142778596
|
|
Вс 15 Янв 2012 21:00 |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
|
|